Угай зам. Путь предков.

Всебурятская Ассоциация развития культуры
Выпуск №12, февраль 2005г.

BUR :: ENG :: RUS

   
 
Последний номер :: Статьи :: Архив номеров :: Документы :: Фотоархив :: Контактная информация :: О газете

Из истории родного края

Выпуск №12, февраль 2005г.

Версия в формате MS Word  

Закаменский аймак расположен в юго-западной гористой части Республики Бурятия. Бурятское население аймака насчитывает¬ся более 20 тысяч человек, а населенных пунктов - 30. По расска¬зам местных старожилов до прихода сюда бурятских родов оби¬тателями края являлись различные монголоязычные племена. Об этом, к сожалению, мало исторических и документальных источников. Корен¬ными бурятскими родами Закамны считаются этнические группы хонгодоров, хурхутов, тэртэ, хойхо, шошолоков, сохэр и боолдой, пришедшие с западной час¬ти Байкала, из Тунки, Джиды и Монголии. Кроме них имеются небольшое коли¬чество эхиритов, булагатов, хоринцев, сартулов, а также монгольские, тюрские и тунгуские роды. В настоящее время бытуют несколько крупных родословных хроник закаменских бурят. Эти родословные записи охватывают исторический период с 1600 по 1990 годы.

В исторической науке вопрос о про­исхождении хонгодоров остается спорным. Существуют гипотезы об их монгольском, бурятском, уйгурском и хонгирадском происхождении. Их племенной тотем - лебедь. Сегодня они в основном живут в улусах Енгорбой, Шара Азарга и Далахай. Род боолдой является ответвлением хонгодоров. Их представителей можно встретить в улусе Утатуй. Знаменитые хонгодоры Закамны - полный кавалер орденов Славы Б. М. Дамчеев, народный художник РБ Ю. Е Мандаганов, поэт М. Ц. Доржиев и другие.

Хурхуты населяют улусы Нурта, Хужир, Дутулур, Улентуй. Бортой, Цакир и Ехэ-Цакир. Их тотем - рыба таймень. К булагатам Закамны принадлежат профессора Б. II. Доржиев и С. С. Ямпилов, кандидаты наук Н. Ю. Банзаракшеев и Д. Ц. Бальжанов, глава администрации аймака В. В. Аюшеев, директор ООО «Закаменск» О. Д. Жигжитов. Роды уляаба и алагуй относят к булагатам. Потомки рода уляаба в Закамне носят фамилии Шабаевы, Дашиевы.

Эхириты рода шоно живут в селе Санага и носят фамилии Бабалаевы и Жалсарасвы. Известные люди этого рода заслуженный артист РБ Бабалаев Л. Б. и заслуженный работник культуры РБ Бабалаева М. М.

Род тэртэ вышел из Монголии в 1680-х годах и сначала прибыл в Тунку, впоследствии перебрался в Закамну. В настоящее время его потомки обитают в улусах Мыла, Баянгол, Сагаан Морин, Дархинтуй и Ехэ-Цакир. Представитель рода тэртэ из улуса Мыла Ш. Г. Ямпилов был одним из открывателей вольфрама, молибдена и залежей каменных углей в Закамне, на базе которых в 1930 г. вырос Джндакомбинат. Его родословие: Бишыхай - Амуун - Зармагтай - Бамбари (Мангад эмэ) - Хотой - Ямпил - Шампии - Эрдэни (Шойжамса) - Иван - дочь Валентина. Прославил род тэртэ на сцене бурятского театра заслуженный артист РФ Бабуев О. Д. из улуса Дархинтуй.

Хойхо (hoйhо) имеет уйгурское происхождение, его тотемом является волк. В «Родословной хойхо Закамны» сказано, что их предки когда-то жили во Внутренней Монголии, где составляли девять хошунов. Оттуда они прибыли в местность Хуртага. Они живут в улусах Хуртага, Бургуй, Хасуртай, Хамней, Михайловка, Улекчин и Харацай. Выходцами из рода хойхо являются улекчинцы председатель совета ветеранов РБ Гармаев М. Ц., знаменитые спортсмены Цыремпилов Б.-Н. Ц. (стрельба из лука), Цыренов В. Г. (марафонец), Дугаров А. Д. (боксер).

Шошолоки издавна жили вместе с хонгодорами в Алари и Тунке, но затем они пришли в улусы Санага, Утатуй и Далахай.

Сохэры относятся к джунгарским монголам и ныне жительствуют в улусах Утатуй и Далахай.

Сарты (сартулы), умелые мастеровые и ремесленники, были переселены Чингисханом из Средней Азии в Монголию, оттуда в XVII веке пришли в долину Джиды, а в Закамну их направили для охраны границы. Племенной тотем сартулов - волк. У сегодняшних сартулов сохранились характерные черты лица: открытые большие глаза, высокие носы с горбинкой. Живущие в Санаге потомки сартулов имеют фамилии Доноевы и Окиновы, а в Михайловке и Бургалтае - Гырыловы, Ринчиновы, Мудаевы, Семеновы. Пожалуй, самым известным сартулом в районе был заслуженный учитель школы РБ, поэт А. Ж. Доноев.

Верхоленские хамниганы родов заягтай и сэнтигэн, переселившиеся в Закамну с реки Зүлхэ (Лены) в конце XVII в., проживают в улусе Мыла. По всей округе был известен знаменитый охотник из хамниган Ш. Ш. Сосоров, по прозвищу «Мэргэн Шагжа».

В «Родословной галзутов Закамны» говорится, что давно из Хоринской земли перекочевал в местность Зэмхэ человек по имени Шара-лама из рода галзут. У него родилось десять сыновей и они стали предками закаменских галзутов. Сейчас небольшое число хори-галзутов обитают в улусе Зэмхэ, но они растворились в других родах.

На закаменской земле обитают монгольские роды хорчид (хорхид), бахасар, сальжуд, зунгар.

Вызывает интерес читателей происхождение названия местностей. Так, улус Далахай связывают с булагатским родом «далахай». Само название состоит из двух бурятских слов: дала «лопатка» и ахай «старший брат». Уроженцем села является автор 14 книг на бурятском языке, заслуженный учитель и народный писатель РБ Бадма Шойдоков из хонгодоров. Здешние же корни имеет руководитель районного литературного объединения «Уран-Душа», заслуженный работник культуры РБ, поэтесса Хандажап Дампилова.

Улус Утатуй означает «дымный». Может быть, отсутствие ветров из-за своеобразного расположения окружающего ландшафта не позволял быстро рассеяться дыму охотничьих костров или домашних печных труб? Бывший первый секретарь Закаменского райкома партии В. Д. Порхоев, кавалер двух орденов Славы Н. Ш. Ванчиков, чеканщик Лубсан Доржиев (Гожоглоо 1832 - 1923 гг.) и местный писатель Ф. Ц. Цыденжапов являются утатуйцами.

Эвенкийское слово чанага «круглая чаша» дало имя улусу Санага. Его уроженцами являются прославленный хозяйственник Сергей Санжитов, чеканщик Викулий Хадаев.

Происхождение названия улуса Енгорбой неизвестно, а основали его хонгодоры. Самым известным земляком по праву считается бывший директор Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, хонгодор Г. Б. Баиров.

Среди сартулов существуют роды «шара азарга» «рыжий жеребец» и «зээрдэ азарга» «соловый жеребец». По имени одного из этих родов возник улус Шара Азарга. Он - малая родина доктора технических наук С. О. Никифорова.

Улус Хужир переводится на русский язык «солончак». Именно отсюда имеют родовые корни заслуженные врачи Республики Бурятия, хурхуты В. Б. Цыбиков и Э. Л. Дашиева.

Название улуса Нурта имеет два варианта: его основал человек по имени Нурта или же оно произошло от бурятского нуурта, т.е. «озерный». Отсюда ведут свой род заслуженный учитель РФ Б. Г. Базарова и народный мастер В. Д. Цыбиков.

Город Закаменск название взял от слов «за хамнеем», что по - эвенкийски означает за скалами. Есть и другие версии. Например, бурятское «захайн аман» «крайняя земля» «застава» или русское «за камнем».

Бурятские слова холтосон «кора лиственная», дүтэ «близкий» «ближний», хасуури «ель», «ельник» и уhан, усан «вода» дали название поселку Холтосон, улусам Дутулур, Хасурта и Усановка. Заместитель министра культуры РБ Ж Ц. Цыреннимаев и диктор Бурятского радио В. Н. Лубсанов были из Дутулура, а известный закаменский борец Пунсык Цыренов из Хасурты.

Небольшой озерный цветок по-эвенкийски называется «зэмхэ», что и стало предтечей улуса Зимка.

Бывший казачий караул между Закаменском и Дутулуром улус Модонкуль получил свое название от бурятского слова «деревянная нога» (следует заметить, что куль по- тюрски означает озеро - ред. В. Ц.).

Основателем улуса Улентуй счи­тается булагатский род үлэнтэ. Уро­женцы этого улуса - профессор Б. Ш. Доржиев и заслу­женный врач РБ Л. Н. Муруева.

Бурятское сло­во дархи, валежник, бурелом, с добавле­нием суффикса -нта дало название улусу Дархинтуй. В народ­ной памяти сохрани­лись удивительные сведения о заарин бөө Хан Манза Таабай, жившего в Дархинтуе во второй половине XVII в. Он обладал даром рассеивать грозовые тучи, вызывать в засушливое лето дождь, очищать жилье от скверны и «злой силы». Его сын Парпаан предсказывал судьбу человека по ладоням рук и они всегда сбывались. Правнук таабая Цыренжап Цыденов, в миру Буруунай таабай, награжденный боевыми и трудовы­ми орденами и медалями, также был силь­ным шаманом.

Улус Бортой назван по имени человека Бортоон. Однако некоторые утверждают, что от слова борото «глинистый». Из этого улуса вышел народный артист РБ Содном Хажитов.

Поселок Баянгол и улус Сагаан морин переводятся соответственно «богатая долина» и «белая лошадь». Кандидат историчес­ких наук Г. Р. Галданова происходила из Баянгола. К улусу Сагаан морин принадле­жит заслуженный работник культуры РБ, поэт Николай Шабаев, биография которого достойна отдельной статьи.

Существует несколько предположений по названию улуса Мыла: одним из первых его поселенцев был некий Мэлэхэй, или от эвенкийских малу «почетное место в чуме» и му «вода» плюс ала «рыба». Уроженка Мылы, певица Дымбрыл Ринчинова, раду­ет нас своим искусством.

Севернее села Цакир находится гора с кремнистым камнем по-бурятски «сахюур», что и стало его наименованием. Достойными людьми стали цакирцы док­тор технических наук С. С. Ямпилов, от­личник народного образования РФ 3. И. Шумакова и мастер спорта СССР по боксу В. Д. Галданов. Ехэ-Цакирцами являются шаман Г. Ц. Цыденов, поэт и драматург Н. Б. Соктоев.

Основателями улуса Бургуй были люди из рода хойхо с предводителем Бүргэд hабарта баатар «Батор с орлиными когтями». Заслуженный учитель РБ Б. Б. Гомбоев вышел из этого улуса.

Тунгусское слово хамни «скалы» дало имя улусу Хамней. Славилась своим тру­дом хамнейский овце­вод Е. Р. Норбоева.

Род хойхо из Монголии считается первым насельником улуса Хуртага. Воз­можно, хуртага обра­зовано от слов «хор» и «туг» знамя хорчидов или собирающий зна­мя. Монгольское сло­во «хуряагчи» означает собиратель, собирающий. Известные хуртагинцы - председатель общественного фонда «Горная Закамна» Константин Дареев, борец по национальной борьбе Ринчин Санжиев, оба из рода хойхо.

В основе названия улуса Бургалтай лежит слово гал «огонь».

Местные буряты село Михайловка на­зывают Сээжэ «передний», «передовой». Передовые люди села художник и поэт Ц. Ц. Найданов, овцевод И. И. Яньков, заслуженный учитель РФ В. С. Попова и мастер спорта СССР по легкой атлетике Ирина Перунина стали известны в республике.

Монгольский род хойхо, основатель улуса Улекчин, вполне вероятно, назвал его в честь своего тотема волчицы «үлэгшэн». Жители Улекчина гордятся своими земляками поэтессой Г. X. Дашиевой-Базаржаповой, заслуженным тренером РФ Ш А.  Хазагаевым, заслуженным работником культуры РФ из олет-зунгарцев М. Б. Хубриковым, заслуженным учителем РБ из хатагинов П. Т. Очировым, мастером спорта СССР Г. Б. Шагдуржаповым.

Весьма интересна родословная үлекчинских Буга или Буха хатагинов, которые происхождение свое ведут из глубин веков от золотого рода Чингисхана. Предок потрясателя вселенной Добу-мэргэн, жена­тый на дочери Хоридой мэргэна Алан гуа, имел пять сыновей. Его третий сын Буха Хатачи стал родоначальником хатагинов, а последний - Бодончар, предок Чингисхана, борджигинов. Во второй половине XVII в. хатагин, некий Олзотой, пришел из Мон­голии и обосновался в Ичетуе Джидинского аймака. Его правнук Байсогол (Очир) прибыл в местность Хайцаг (Yлекчинская земля) для охраны русско-китайской гра­ницы, установленной согласно Кяхтинскому договору 1727 г. и стал основателем фамилии үлекчинских Очировых. Внук Байсогола Цынгуун дослужился до замес­тителя атамана Николаевской станицы Закаменской волости. А внука Цынгууна по имени Санжасурэна (Хасага) в 1917 году военная судьба забросила в Великие Луки. Вернувшегося в Читу Хасага направляют в Хоринский аймак обучать молодых бурят строевой и военной подготовке. Еще в 70-е годы прошлого века старожилы Хоринска помнили «Соохор моритой Очирова». Он прожил долгую жизнь (1894 - 1990 гг.). Его сын Петр (Бадмацырсн) к удивлению отца женился на девушке с хоринской земли Даре Митыповой. Петр Санжиевич Очиров был известным в республике руководите­лем колхоза в родном улусе. Приведем его родословную: Олзотой - Жүгдэр - Банзаа - Байсогол - Цыбээн (отец 8 сыновей) - Цынгуун - Туман - Санжасурэн - Петр - Баяр - Булат, Алдар и Стас.

С. Бабуев, старший научный Сотрудник
Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Назад

© 2003-2005 "Угай зам" , all rights reserved.
Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

 
Сайт создан в системе uCoz