Встреча хонгодоров в Закамне
Становится традиционным
праздник хонгодорских родов, играющих
немаловажную роль в становлении бурятской нации.
Как известно, хонгодоры проживают в Закаменском,
Тункинском и Окинском аймаках Бурятии, Аларском
районе Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа и приграничных районах Монголии.
Численность их, по самым скромным подсчетам,
более 30 тысяч человек, т.е. составляют около 7
процентов бурятского этноса. Встречи хонгодоров
помогают наладить этнокультурные и исторические
связи между ними, укрепляет национальное
самосознание народа. Рядом с ними проживают иные
этнические группы бурятского народа как шошолок,
тэртэ, хурхут, уляаба и другие, этногенез
которых в исторической науке еще исследован
слабо. В результате долгой совместной жизни они
стали единым целым и в хозяйственно - бытовом
укладе, и языковом, культурном и религиозном
аспектах.
До недавнего времени
хонгодоры жили обособленно, мало общались между
собой, плохо знали, особенно молодое поколение,
свои родовые корни и историю. Многие ученые
отмечают схожесть их имени, происхождения,
легенд с хонгиратами и хоринцами. В одной
легенде утверждается, что Хоридой, Хонгодор и
Шошолок являются родными братьями, их племенным
тотемом считается лебедь, священная птица для
них. В одной «Родословной шошолоков Тунки» очень
похожей с хоринской говорится, что в стародавние
времена на берегу Желтого моря (Северный Китай)
жил человек по имени Нагатай. На местное озеро
прилетали шесть белых лебедей - небесные девы.
Нагатай сумел схватить одну из них, обернувшейся
красивой девушкой, на которой он и женился. У
них родился сын Сагаан Лонхо. Впоследствии
Сагаан Лонхо имел 9 сыновей и 9 дочерей. Однажды
мать примерила свой лебединый наряд, снова
превратилась в лебедь и стала летать по юрте.
Муж схватил ее за ноги, но упустил. Его руки
были в саже и глине, вот почему у лебедей
черно-красные лапки. Мать – лебедица, кружась
над домом, произнесла благословение: «Девять
моих внуков станьте шаманами, девять моих внучек
будьте шаманками». Род шошолоков происходит от
них. Бытует поверье: больной, увидевший во сне
шошолока, якобы человека небесного
происхождения, выздоравливает. На праздниках
шошолоки сидели на почетных местах, в гостях им
полагалось подавать угощения первым. В старинных
шаманских призываниях упоминаются 29 хонгодоров
и 300 шошолоков. Некоторые ученые отмечают
близость языка хонгодоров к булагатскому.
Не с целью отличиться или
выделиться, выпячивать себя, встречаются
хонгодоры, а лишь благородным стремлением
сохранить и передать молодежи многовековые
народные традиции и обычаи, своеобразный
фольклор, древние напевы и танцы, шитье и
ношение национальной одежды, ее украшения,
наконец, элементы хозяйствования и т. д.
История происхождения и
расселения хонгодоров, их современное состояние
освещены в трудах Д. Банзарова, П. П. Баторова,
Г. Н. Румянцева, Ц. Б. Цыдендамбаева, Н. П.
Егунова, Д.-Н. С. Дугарова, Б. Ш. Доржиева, Ж.
А. Зимина, Г. Р. Галдановой, А. Л. Табхаева,
Ш.-Б. Чимитдоржиева и других.
И вот недавно, в июне 2004
года, хонгодоры собрались в шестой раз в Санаге,
в одном из красивейших мест горной Закамны.
Обитают ныне в Санагинской долине
преимущественно шошолоки. Их предком считаются
братья Онгореон и Абхай, прибывшие в Санагу из
Тунки после установления российско-китайской
границы в 1727 году для ее охраны.
Уроженец улуса Санаги, автор
12 поэтических сборников стихотворений,
талантливый бурятский поэт Мэлс Самбуев из рода
шошолок, так воспел в стихах свою малую родину:
В моих жилах и крови – летний
жар и снега,
В моем сердце родная моя Санага!
Санага! Аромат просмоленных ветров,
Свет приветный таежных полночных костров,
Серебро небосвода и звезд хоровод.
Шепот листьев задумчивый, пение вод…
Здесь под шорохи листьев и звоны струи,
Пел когда-то я первые песни свои.
В них в Любови признавался я милой тайге,
Клятву верности в них я давал Санаге!
(перевод В. Стрелкова)
Знаменательным событием
стало, проведенная в Улан-Удэ за два месяца до
праздника межрегиональная научная конференция: «Хонгодоры
в этнической истории монгольских народов».
Издана книга с научными докладами конференции.
В дни праздника состоялись
выступления фольклорных ансамблей, состязания по
национальной борьбе и стрельбе из лука. Прошли
конкурсы название красавицы-дангины хонгодоров,
на лучшее исполнение хвалебной песни - «Мориной
соло». Кузнецы - дарханы соревновались в
скорости изготовления подков, а прирожденные
сыны саянских гор в охотничьем семиборье.
Торжества удались на славу.
Думается, что современным
хонгодорам следует участвовать отдельной
этнической группой на общебурятском празднике «Алтаргана»,
которая состоится в 2006 году в Бурятии.
Разнообразие племен и родов бурятского этноса,
разбросанных на обширных пространствах
Центральной Азии, их схожесть или отличительные
черты в говорах, фольклоре, в песнях,
национальной одежде и украшениях, национальной
кухне только украсят праздник бурятского народа,
послужат его консолидации.
С начала осени 2004 года
функционирует международная общественная
организация «Ассоциация традиционной и
современной одежды монголов мира» - «Монгол
туургатны хувцасны холбоо». В состав президиума
этой организации вошла Всебурятская ассоциация
развития культуры» (ВАРК). Для показа
традиционной одежды монголов мира и современных
тенденций в одежде ВАРК (президент Б. Б.
Баяртуев, докт. филол. наук) проводит 2 - 6
марта 2005 года в Улан-Удэ первый международный
фестиваль «Народный костюм монголов мира.
История и современность». Авторы статьи искренне
призывают хонгодоров принять участие и в этом
необычном мероприятий.
С. Бабуев, канд. филол. наук
В. Цыбикдоржиев, канд. техн наук
Назад
|