Угай зам. Путь предков.

Всебурятская Ассоциация развития культуры
Выпуск №12, февраль 2005г.

BUR :: ENG :: RUS

   
 
Последний номер :: Статьи :: Архив номеров :: Документы :: Фотоархив :: Контактная информация :: О газете

Буддийский религиозный обряд

Выпуск №12, февраль 2005г.

Версия в формате MS Word  

По многочисленным просьбам читателей газеты "Угай зам" ее редакиия попросила меня написать несколько строк не простой теме, описанию обряда по усопшим людям. По мере своих знаний и опыта я попытался вкратце ее осветить.

Буддизм - это сложная научная система. В основе учения построения личной кармы для трансформации собственного сознания в сознание Будды лежат естественные законы природы. Поэтому все религиозные обряды и ритуалы подчи¬нены строгому канону, т.к. соблюдение законов приро¬ды подразумевает их знание, а не суеверия и обычаи. Не исключение из этого и момент кончины человека и дальнейшее выполнение ритуалов по нему.

Смерть в жизни буддиста, как бы она не звучала прискорбно, занимает свое место, как неизбежность рождения, болезни, старости и как логическое завер¬шение земной жизни, но она есть и новое рождение.

Буддисты считают, что после смерти душа не по¬кидает тело сразу, а в течение 2-3 дней находится в теле в состоянии блаженства. Потому усопшего не¬льзя трогать, резать, шуметь рядом с ним и тем бо¬лее устраивать шумные сборища, разные скандалы и разборки, чтобы не спугнуть душу человека, могущие привести ее к панике, в результате чего душа покинет тело через нечистые отверстия и приведет к плохому рождению.

Практикующие буддисты предчувствуя приближе¬ние смерти ложатся в позу спящего Будды на пра¬вый бок, правую ладонь подлаживают под голову, мизинцем правой руки закрывают правую ноздрю, а большим пальцем правое ухо. Эта поза помогает душе умирающего правильно покинуть тело. Наилучшим или благим вариантом считается выход души через темя человека. Свидетельством того, что душа окон¬чательно покинула тело, является выделение крови из носа или семени у мужчин.

Как только человек испускает дух нужно зафик¬сировать точное время смерти, не дотрагиваясь до усопшего, сходить к ламе - астрологу, чтобы узнать причину смерти, года рождений людей, имеющих право прикасаться к умершему, день похорон и не¬обходимые ритуалы для лучшего его перерождения. Возможно, для лучшего перерождения человека пот¬ребуется изготовить и освятить изображения божеств буддийского пантеона.

Основной ритуал по усопшему молебен "hуга намши" можно заказать в любом дацане. Молебен "hуга намши" имеет глубокое сакральное значение для усопшего и оставшихся живых близких родственни¬ков. Когда душа человека освобождается от тела, она имеет сверхъестественные способности воспринимать окружающий мир в ином свете. Однако усопший мо¬жет не осознавать свою смерть, но он свободно может ориентироваться в сути происходящего во время мо¬лебна и понимать язык молитвы. Поэтому читающий лама во время молебна путем чтения специальных молитв объясняет усопшему признаки смерти, сим¬волы распада стихий и путь нахождения правильного перерождения. На молебен нужно принести чистую одежду усопшего, рубашку, брюки, туфли и т.д.

В течение 49 дней с момента смерти человека душа покинув тело находится в состоянии "бардо". Многие люди, испытавшие клиническую смерть, вспоминают о ней как полет в темной туннели к свету. По ино¬му период 49 дней можно назвать моментом поиска нового рождения с учетом накопленных благодеяний прошлых жизней. По земному времени для нас этот момент поиска нового рождения продолжается в те¬чение 49 дней, а для души усопшего, находящегося в "бардо", этот период времени протекает всего за 4-5 дней.

В период 49 дней ламы, родные и близкие усоп¬шего совершают добродеяния, которые он не успел совершить при жизни. От их количества зависит его будущее перерождение. Благодеяния могут быть как совершение поклонения и простирания перед изобра¬жениями Будд, обхождение вокруг субарганов, начитывание мантр и священных сутр, горение лампады перед изображением Будд и т.д. Во время 49 дней по мере возможностей нужно на дымных угольках сжи¬гать еду, исключив мясное. Нежелательно употребле¬ние мясной еды на поминках. Особенно, когда ради этого забивается животное. Если на похоронах упот¬ребляется спиртное и забивается скотина на мясо, то это дорога дурного рождения умершего. Поэтому на поминках родственники жертвуют ламам, всем учас¬тникам поминок деньги, небольшие подарки в виде чая, платков, чтобы они читали молитвы для лучшего перерождения усопшего. Таким образом, количество добродеяний и соблюдение канонов имеют исключи¬тельно важное значение.

Между 42 и 48 днями нужно совершить мо¬лебен "Хоног тарааха". Для чего астролог - лама назначает благоприятный день. По окончании време¬ни поиска нового рождения в состоянии будд душа считается переродившейся и обряд "Хоног тарааха" завершает земные дела усопшего в этом рождении. Лама проводит молебны за усопшим и для благополу¬чия живых родственников.

Ригзен Ешеев,
заместитель Председателя буддийской общины "Ламрим"

Назад

© 2003-2005 "Угай зам" , all rights reserved.
Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией.
Точка зрения редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

 
Сайт создан в системе uCoz